МОЛНИЯ повсеместно считается проявлением божественного гнева, силы и плодородного могущества. Ее рассматривали и как символическое, и как реальное оружие, как руку и фаллос верховных богов неба или как их помощника. Иногда это был ослепительный свет их глаз — в культуре американских индейцев это моргание Буревестника, великого божества — создателя мира; в Индии — третий глаз Шивы, свет истины.
Молния была примером феномена, символически связанного и с огнем, и с водой, так как ее часто сопровождал дождь. Как созидательная, так и разрушительная сила, она вызывала смешанное чувство почтения и страха. Места, в которые ударяла молния, становились священными, люди, пораженные молнией, считались отмеченными Богом, если выживали, или попавшими прямо на небеса, если погибали.
В Мексике, например, ацтекский Тлалок использовал ее, чтобы отправлять души в рай. Античный повелитель молний — Зевс (в римской мифологии Юпитер). Греческие мифы о Дионисе приписывали первое из двух его рождений удару молнии Зевса.
Фаллический символизм особенно отчетлив в представлениях австралийских аборигенов, где она символизирует космический эрегированный фаллос. Иудейские традиции связывают молнию с откровением Божьим, как в книге Исход (19:16-18), где гром и молния предвещают явление Бога Моисею на горе Синай. Молния повсеместно считалась предсказанием (добрым и злым), в Риме это было достаточно существенным основанием, чтобы отложить на день общественные мероприятия или заседания сената. Молния, ударившая слева (то есть с востока, относительно положения, в котором сидел древнеримский предсказатель), была знаком покровительства Юпитера; греки же придерживались противоположной точки зрения.
В иконографии она изображалась в виде сияющего стержня, двузубца, скипетра, молотка, стрелы, а графически — в виде зигзага.
В Северной Америке ее представляла гигантская хищная птица, так же как и в Южной Африке в мифах о птице-молнии.