Гадалка или психотерапевт

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи А.А.Котельниковой «Гадалка или психотерапевт. Проблемы практического консультирования». В ней затронуты вопросы психологических приемов в консультировании, а также мнение автора по поводу такого щепетильного вопроса, как оплата труда консультанта.

Гадалка или психотерапевтМожно сколь угодно долго спорить о возможности предсказаний как таковых или о формировании будущего внушенным предсказанием, о детерминированности будущего или о свободе воли, но, пожалуй, бесспорным остается факт, что человек, приходящий на консультацию к предсказателю, прежде всего нуждается именно в психологической помощи.

Что побуждает человека обратиться за помощью к специалисту «предсказательного цеха»? Это, прежде всего, неуверенность в собственных силах, настороженное ожидание завтрашнего дня. И мы должны помнить, что, кроме мастерства предсказателя, от нас еще ждут и сочувствия, доброжелательности, умения выслушать и принять со всеми недостатками. Если человек почувствует, что ему сострадают, не осуждают за неверные поступки, то он откроется. С этого момента начинается созидательная работа. Ее задача — внушить оптимизм, желание жить и улучшать себя и мир вокруг, идти по пути духовного роста. Вот как в идеале выглядит психологический аспект нашей работы. Поэтому кроме профессионального владения техниками предсказания, хороший специалист должен владеть психологическими приемами консультирования, хорошо понимать душевное (психологическое) состояние обратившегося за помощью человека и уметь оказать первую неотложную психологическую помощь.

В своем докладе я постараюсь конспективно осветить некоторые основные психологические приемы и положения, активно используемые в современной практической психологии и которые могут быть очень полезны в нашей работе.

Начать нужно с собственного психологического здоровья. Здесь в полный рост встает проблема профессиональной пригодности. Психически нездоровый человек не может оказывать помощь, он только навредит. И примеров тому, к сожалению, очень много. Уже неоднократно поднимался вопрос о серьезной сертификации специалистов. Я считаю, что наряду с проверкой профессиональных знаний, необходимо и психологическое тестирование на готовность работать с людьми, на эмоциональную уравновешенность, фрустрационную толерантность и т.п.

В современной психологии уделяется большое внимание поддержанию у практикующих специалистов психологического здоровья. Психотерапевты, например, в обязательном порядке периодически проходят сеансы у своих коллег. Сейчас активно обсуждается вопрос о необходимости создания собственной ассоциации. Я считаю, что если создавать подобную организацию, то одна из задач ее должна быть организация подобных взаимных консультаций.

Я думаю, что практически у каждого периодически возникают проблемы или вопросы по которым есть желание посоветоваться с коллегой, получить новый взгляд на проблему. В какой-то мере организация виртуального ТАРО-Клуба в интернете преследовала и эту задачу — дать возможность разделенным расстояниями людям оперативно обсудить свои проблемы, спросить мнение сразу у большого количества коллег, обсудить проблему, как говорится, всем миром.

И когда я провожу индивидуальное обучение, я стараюсь провести хотя бы одно групповое занятие, чтобы познакомить своих учеников, чтобы у них было с кем обсудить возникающие вопросы, поделиться идеями или опасениями, да и вообще пообщаться с близкими по духу людьми. Это занятие я посвящаю обсуждению вопросов консультирования. На нем, конечно же, обязательно прорабатываем этические нормы, проводим своеобразные тренинги взаимного консультирования.

Практикующему предсказателю обязательно надо иногда проходить и консультирование, чтобы разобраться в собственных проблемах и, тем самым, избежать переноса своих проблем на клиентов.

Гадалка или психотерапевтКонсультация астролога или любого другого предсказателя — это не просто сообщение информации клиенту о предстоящих событиях. Это еще и глубокая психотерапевтическая работа. Кроме того, любой представитель оккультных наук в человеческом подсознании наделяется сверхспособностями «все видеть и все знать». Приходя на консультацию к предсказателю, человек духовно «раздевается», оставляя свое подсознание совершенно беззащитным перед воздействием негативной информации. Давая прогноз, необходимо тщательно взвешивать каждое слово. Необходимо постоянно помнить об оказываемом нам доверии, о высокой ответственности и не закладывать в подсознание негативной информации.

Теперь поговорим о том, какую позицию может занимать консультант, какой стиль общения он может выбрать — ведь от правильного выбора стиля общения будет зависеть и качество этого общения, и, следовательно, и эффективность всей консультации. Конечно же, нет готовых рецептов на каждый случай, этот выбор должен осуществляться спонтанно, в зависимости от конкретного человека и конкретной проблемы. Но для того, что бы иметь свободу выбора, надо уметь пользоваться разными стилями. Вот их краткий перечень.

  • Нулевая — отсутствие видимых реакций. Открытая поза, зрительный контакт. Цель — клиент может определить свои области ощущения неуверенности. Если не перебивать и не подсказывать, через 1-2 мин. говорящий сам приходит к нужной формулировке. Происходит самораскрытие. Это достаточно жесткий метод. Способствует также снятию «лапши», предотвращает втягивание в психологические игры на которых сейчас я не буду останавливаться, они замечательно описаны у Э.Берна.
  • Восприятия интенсивности — «Оставь разум и обратись к своим чувствам». Сосредоточенность на телесных реакциях и внутренних переживаниях. Дает глубокий энергетический контакт и проникновение в проблему. В ходе консультации определяется самая эмоционально значимая тема (а это может отличаться от той проблемы, с которой обратился человек) и с ней идет глубокая работа.
  • Отражающая — не погружаясь глубоко, идти на поводу у возникающих у клиента вопросов. С каким вопросом пришел — на тот и получил ответ, ни шага в сторону.
  • Сознательная или рациональная — работа на ментальном уровне. Убеждение через логическое обоснование. Необходимо внимательно выслушать клиента, найти противоречия в его позициях, желаниях, суждениях, сконцентрироваться на этих противоречиях.
  • Ответственности — обращение внимания на личный вклад клиента в развитие событий. При этой позиции важно изменить локус контроля. Уйти от позиции «со мной происходит» на «я формирую».

 

gadanie3После того, как выбран стиль, надо решить, на каком уровне будет идти работа. Работа может проходить на следующих уровнях:

  • Уровень бессознательного. Ролевая позиция консультанта — интерпретатор, монополист знания. «Мне открыты сокровенные знания, и я знаю, что делать». Повод — субъективное непонимание клиентом причин и следствий, духовная незрелость человека. Этот уровень особенно необходим при истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний.
  • Уровень переживаний, эмоций. Основной метод — эмпатия. Важно уловить главное переживание, назвать его и работать с ним. Это дает возможность отойти от внешних проявлений проблемы на внутренние состояния. Номинация переживания позволяет признать его значимость и право его испытывать, снимает чувство вины и комплекс неполноценности.
  • Уровень сознания. Рациональное убеждение формирует новый образ ситуации. Задача — исключить аффективные искания, преодолеть иррациональные убеждения. Используются конструктивные силы рассудка.
  • Уровень рефлексии. Это самый сложный уровень. Вы подводите клиента к вопросу о жизненном предназначении, о его «миссии». Решаете, как наилучшим образом реализовать заложенные способности, как полнее раскрыть все самое лучшее.

 Теперь надо остановиться на том, что может мешать эффективной работе. У психологов эти реакции принято называть невротическими защитами.

  • Слияние (конфлюэнция) — человек растворяется в окружающем, утрачиваются границы «Я», не различает что чувствует сам, а что другие (толпа или на уровне диады — симбиоз). Решающее значение имеет общественное мнение, сложившиеся традиции. Действует по принципу «так принято».
  • Интроекция — усвоение чужого мнения без адаптации. Это может быть приверженность каким-либо учениям или авторитетам.
  • Проекция — приписывание своих вытесняемых потребностей внешнему миру. «Разве можно сейчас верить людям, так и норовят обмануть».
  • Ретрофлексия (обращение на себя) — все действие переходит во внутрь себя. Претензии и обвинения только себе. Самоуничижение. Обращение агресси на себя. Делает себе то, что хотел бы сделать другим. Позитивная ретрофлексия — любовь к себе. Причиной ретрофлексии является страх.
  • Дефлексия — избегание контактов с собственными переживаниями, стремление действовать не задумываясь, автоматически. В острой форме — прерывание контакта с собой, отказ от любых чувств.

Я считаю, что мой доклад будет не полным, если я не затрону такой щекотливой, но вместе с тем и очень значимой темы, как оплата нашего труда. По этому поводу есть очень разные мнения.

Мнения по поводу оплаты консультации

Несколько слов надо уделить и «методам защиты». Под «методами защиты» я понимаю некоторые действия, которые помогают после консультации отойти от проблем клиента, разорвать возникшую за время консультирования связь.

Практически у каждого практикующего предсказателя существуют свои энергетические ритуалы очищения, которые помогают подсознанию освободиться от установившейся связи. В них обычно активно используется вода (как универсальный растворитель) и огонь (как сжигание, уничтожение).

Мне бы хотелось рассказать о психологических методах.

  • Отказ от отождествления своих проблем с проблемами клиента. Важно четко разграничивать сферы ответственности и не брать на себя лишнего.
  • Самонаблюдение. Запись консультации, прогноза, своих соображений, чувств. Предание мыслей бумаге освобождает, снимает их эмоциональную значимость.
  • В сложных случаях обращаться к «супервизору» — коллеге, который может выслушать и дать совет.

 Анна КОТЕЛЬНИКОВА