История древнееврейской астрологии

История древнееврейской астрологии начинается с 135 г. Но наиболее сильно типично иудаистский подход к астрологической науке появляется в Каббале.

В Ветхом Завете астрологические сведения почти отсутствуют — а гадательная практика, распространенная у соседних народов, резко осуждается. Во Второзаконии мы читаем: «Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей … Ибо мерзок перед Господом всякий делающий это» (Втор. 18, 10-12).

История древнееврейской астрологииВо время изгнания и Вавилонского плена, в царствование Навуходоносора, некоторые из древних евреев все же познакомились с астрономией и астрологией. Если верить гипотезе Вернера Келлера, которую разделяют многие астрономы, то Вифлеемская звезда, которая вела волхвов, была просто соединением Юпитера и Сатурна в Рыбах. Отсюда следует, что годом рождения Христа нужно считать 7 год до н.э.

Однако по-настоящему еврейские ученые занялись астрологией с возникновением диаспоры в 135 году. Многие из беженцев, обосновавшихся в Южной Испании, вошли в тесную связь с арабскими и христианскими образованными людьми. Медицина, математика и астрология были тогда тесно переплетены, и считалось, что каждый орган человеческого тела, каждое растение соотносятся с каким-либо знаком или планетным влиянием. В 1252 году по указу Альфонса X, короля Кастильского и Леонского, Исаак Ибн-Сид (Исаак бен-Санд), раввин из Толедо, возглавил работы по составлению астрономических таблиц, названных альфонсинскими таблицами. В последствии этот труд использовался на протяжении всех средних веков до сооружения Гринвичской обсерватории. Еврейский ученый, в частности Авраам бен-Давид или Нахманид (XIII век), утверждали, что человеческая судьба всецело подчинена движению небесных тел.

Но наиболее сильно типично иудаистский подход к астрологической науке появляется в Каббале. Два основных текста этого эзотерического памятника датируется: Книга образования (Сефир Йецира) II-IV вв. н.э. и Книга Сияния (Зогар) — конец XIII века. На основе соответствий планет, установленных Платоном, каббалисты установили связь 12-ти из 22-ух «Путей Тайной Славы» с основными понятиями астрологии. Те же соответствия можно видеть в 22-х основных карт Таро.

Ссылки на астрологическую науку нередки у иудаистских мистиков. Приведем отрывок из Моисея Леонского (XIII век):

Имеется 7 планет, которые соответствуют 7-ми небесам, и ими управляется мир. «Да будет свет» соотносится с Луной, «да будут светила на тверди небесной» соотносится с Солнцем. Планеты определяют времена года, священные праздники, новолуния, субботы. Над ними пребывают сверхъестественные миры. Есть два мира — высший и низший, из которых низший построен по образцу мира высшего.

Эзотеризм Каббалы и астрологическая символика восхищали многих из исследователей духовного наследия из смежных и противоборствующих с иудаизмом культур: исламской и христианской.

Катрин ОБЬЕ

Астрологический словарь