История арабской астрологии

История арабской астрологииИстория арабской астрологии берет свое начало в середине 9 века.

Прямая наследница греко-романской цивилизации, астрология получила развитие в арабских странах и там, где был распространен ислам. В середине IX века аль-Кинди перевел на арабский более 200 трактатов, среди которых — множество абстрактных исследований, касавшихся влияния звезд. Это воздействие небесных тел вписывалось во взгляды на Вселенную, где движение звезд выступало как свидетельство мировой гармонии. Аль-Кинди был первым, кто сформулировал теорию соединения (конъюнкции), систематизированную впоследствии его учеником Альбумазаром. Это учение охватило 3 основные разновидности соединений: малые — случающиеся раз в 20 лет; средние — происходящие раз в 240 лет; и, наконец, большие, которые наблюдаются с периодичностью в 960 лет. Последние считались причинами больших политических и религиозных переворотов и началом новой эры в истории.

Одним из известнейших астрологов мусульманского мира в средние века был Тхабит из Харрана, состоящий на службе у Багдадского халифа. Он считал, что планеты населены духами и демонами, благосклонности которых следовало бы добиваться при помощи молитв и жертвоприношений. В его учении были уже понятые дома, соединения и оппозиции. Он рассматривал связь разных планет с временем суток, частями тела и металлами.

Достижения арабской астрологии вызвали заметный отголосок в Европе, попав туда через Испанию, а также будучи завезенными некоторыми средневековыми философами. Одним из самых известных был Герберт Лионский, который в 999 году под именем Сильвестра II стал папой. Множество легенд было связано с именем этого загадочного человека, который, несомненно, был одним из самых образованных людей своего времени и который, по всей видимости, впитал основы культуры ислама.

Сочинения многих античных авторов, в частности Платона и Аристотеля, а также теория сфер Птолемея, переводились сперва на арабский язык, а затем уже на латынь. И часто именно через посредство арабских философов Запад вновь открывал сокровища древнегреческой культуры.

По мнению аль-Фараби, астрология имеет восемь разделов:

  • Построение гороскопов.
  • Медицинская астрология.
  • Изучение физических расходов.
  • Влияние астрологии на сельское хозяйство.
  • Влияние астрологии на мореходство.
  • Астрологическая алхимия.
  • Учение о драгоценных камнях и талисманах.
  • Теория зеркал и законов оптики.

Еще одно имя, достойное упоминания, — доминиканец Альберт Великий, учитель св. Фомы Аквинского. Под влиянием ученых-арабов этот выдающийся деятель оккультных наук посвятил астрологии свои многочисленные исследования. Небесным телам он приписывал сознательную волю и намерения, постижимые для человеческого разума. Наконец, стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, Ибн-Араби) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия.

Применяя свои методы, арабские астрологи не ограничивались лишь составлением гороскопа и изучением распределения комбинаций планет. Они включали также элементы нумерологии, приписывая каждому человеку определенный набор символических гербов.

Так, различали герб инстинкта, герб рождения (связан со временем появления в этом мире), герб судьбы (считался благоприятным), герб определения, герб удачи (зависел от числа жителей населенного пункта, откуда человек родом). Был еще герб склонности (был связан со слоем общества, к которому принадлежала его семья), герб взаимного расположения (позволял установить, как уравновешивается воздействие разных гербов), герб значимости (управлял способностью к самовыражению, профессиональными успехами), герб актуализации (число жителей места, где проживал человек, и слой общества, к которому он в данный момент принадлежал), герб внешнего облика (впечатление, производимое на других). Далее следовало определить, из какого металла гербы, что в общих чертах определяет поведение и поступки человека. Наконец, определяли «щит дня рождения», который связан со способностью действовать и инициативой.

Этот метод содержит 12 домов, разделенных на 36 равных секторов. Рассмотренные параметры, весьма сходные с параметрами классического гороскопа, могут сочетаться в бесчисленном множестве комбинаций, которые можно использовать для целей психологии и гадания.

Катрин ОБЬЕ

Астрологический словарь